Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования -» перейти на главную страницу сайта  
о фирмекаталогобъектырекомендацииобъявлениякорзина     















рекомендации | Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования

Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования

Как правило, самым слабым звеном в тракте - источник сигнала - микшерный пульт – усилитель – акустические системы – являются, в основном, сам усилитель и высокочастотные динамики акустических систем.

При ближайшем рассмотрении возможностей выхода из строя этих элементов выясняется последовательная зависимость их друг от друга. При рассмотрении этих факторов я буду придерживаться этой последовательности, чтобы окончательно не запутаться в сетях паутины называемой ИНСТАЛЛЯЦИЕЙ.

Итак – источник. В малобюджетных инсталляциях, когда покупатель ограничен в средствах и знаниях основ электротехники, продавец даже не догадывается, что после продажи микшерного пульта, усилителя и колонок, источником сигнала становится бытовой кассетный магнитофон «батон», в котором естественно отсутствует линейный выход и сигнал снимается прямо с выхода на наушники. Коммутацию при этом осуществляет тот же покупатель, поэтому соединение происходит, в лучшем случае, одножильным проводом в экранирующей оплётке. А теперь рассмотрим несколько ситуаций имеющих однозначно одинаковый результат. Пластмассовый корпус магнитофона не экранирует его от электромагнитных полей, а чувствительность усилителя воспроизведения, к которому подключена магнитная головка, составляет 3¸5 mV. Длинные колоночные провода, подключённые к акустическим системам, излучают в пространство до 50 mV высокочастотного сигнала, что в 10 раз превышает чувствительность магнитной головки магнитофона. Если будут созданы условия, при которых наведённый сигнал окажется в фазе, возникает самовозбуждение системы магнитофон – усилитель, которое происходит обычно вне слышимого диапазона и имеет полный размах амплитуды на определённой частоте. Что, как правило, приводит к выходу из строя высокочастотных динамиков либо слабозащищённого усилителя. Другой вариант развития событий – это когда сам магнитофон, не умеющий работать на длинную линию с выхода наушников без нагрузки, входит в состояние самовозбуждения с теми же последствиями. Хочу напомнить, что в таких магнитофонах нет линейного выхода, но зато есть эквалайзер или регулятор тембров, которыми можно поднять высокие частоты минимум на 12 db. Если учесть, что и в пульте есть регулировки высоких и низких частот, то при отсутствии навыков работы по отражённому звуку (акустические системы, зачастую, расположены тыловой частью к «ДИ-ДЖЕЮ») можно задрать ВЧ в десятки раз выше номинального уровня, и прощай «пищалки».

Теперь перейдём к микшерному пульту. Для большинства потребителей, подключающих к нему «батон» – это плоская коробка с разноцветными ручками, покрутив которые можно получить разный результат в колонках. Опуская все подробности этого увлекательного творческого процесса, пойдём дальше. Ограниченные финансовые возможности, описанные выше, пробуждают неограниченное желание добиться максимальной громкости любыми путями, о которых пойдёт речь ниже. Путь первый – когда «фейдеры» и «мастер» уже упёрлись в верхнюю планку, а регуляторы тембров выведены вправо, остаётся повернуть до отказа ручки чувствительности. Вот тут-то и начинаются настоящие испытания для выходных транзисторов усилителя мощности и ВЧ динамиков, так как при ограничении сигнала происходит обогащение спектра ВЧ гармониками. На слух эти катастрофические изменения даже незаметны, учитывая расположение АС относительно ди-джея. Если кто измерял осциллографом сигнал на выходе усилителя, знает, что при перегрузке синусоида превращается в меандр и напряжение на нагрузке вроде бы не растёт, но если параллельно с осциллографом подключить обычный тестер, то на нём напряжение продолжает расти по мере дальнейшего ограничения сигнала.

Поскольку закон Ома опровергнуть трудно, то мощность в нагрузке  равна  напряжению в квадрате делённому на сопротивление нагрузки ( ). Для того, кому описанное выше всё равно, что нецензурщина, объясняю проще – опять прощай «пищалки», потому что когда громкость уже не растёт в связи с насыщением в магнитной цепи, то рассеиваемая мощность на катушке динамика продолжает увеличиваться, превращаясь в тепло и разрушая катушку ВЧ головки. Т.е., когда низкочастотная составляющая не увеличивается, в связи с полным ограничением синусоиды в этой части спектра, то ВЧ составляющая продолжает расти при дальнейшей перегрузке, из-за естественного меньшего её уровня в обычном музыкальном сигнале.   Не могу не сказать про пульты с параметрическим эквалайзером, построенным с использованием «моста Винна». При наличии положительной обратной связи в цепях коррекции, устойчиво уравновешенной сдвоенным переменным резистором, существует опасность возникновения самовозбуждения схемы при износе и обрыве этого резистора и опять п. «п.».

О пультах можно говорить бесконечно, но пора затронуть проблемы, связанные с эксплуатацией, в прямом смысле этого слова, усилителя мощности. Профессиональный усилитель отличается от бытового  тем, что предназначен для работы в экстремальном режиме при минимальном значении интермодуляционных искажений. Несмотря на всевозможные схемные защиты, иногда преобразующие сигнал при перегрузках в мало узнаваемую форму,  усилители не всегда оказываются так уж защищёнными.

Как известно почти в любой схемотехнике профессиональных усилителей существует низкоомный резистор, развязывающий схемную и корпусную земли. При неграмотной коммутации возникают условия, при которых через этот резистор течёт приличный ток приводящий, как к выходу из строя усилителя мощности, так и всё тех же пресловутых «пищалок», при возникновении того же самовозбуждения, но уже по другой причине. Паразитные токи протекающие через этот резистор по разным причинам  прикладываются ко входу усилителя ввиду особенности схемотехнического решения. В одном из случаев ток может течь с экранирующей оплётки входного кабеля. Это возможно при наличии протечки с сети на сигнальную землю, в каком либо приборе, закоммутированном в одну систему. Возможна так же разность потенциалов между приборами при длинных входных кабелях, проходящих через места с интенсивными полями (те же длинные колоночные кабели). Существует вариант коммутации проводов к акустическим системам через патч-панели или кроссы где минусовые акустические провода соединены с корпусной землёй. Так же есть вариант неизолированного соединения корпусов всех приборов на металлической стойке рэка. Проблема частично снимается переключателем разрывающем схемную землю от корпусной, отсутствующем к сожалению, в моделях более дешёвых усилителей.

Существует ещё вариант неправильной распайки соединительных проводов при несимметричных входах усилителя мощности. Часто это делают одножильным экранированным  проводом, пропуская естественно по экрану сигнал. Убрать потенциальную возможность возникновения паразитных, синфазных составляющих можно путём использования двужильного экранированного провода, где экран паяется к земляному проводу только со стороны пульта. Также нежелательно в симметричный выход пульта вставлять при коммутации с несимметричным входом усилителя моно джеки. В некоторых схемах пультов, несмотря на наличие последовательно включенного резистора, происходит перегрев выходных микросхем со всеми вытекающими последствиями.

Если Вас не испугало обилие специфических, малоприятных терминов, и  Вы все же дочитали до конца эту статью, надеюсь приблизится и конец Ваших мучений в хитросплетениях такой не простой науки называемой «ЗВУКОУСИЛЕНИЕ».

Думаю пришло время посягнуть на святое, рассказать о том, что приводит в трепет тонкие стены, подвесные потолки и другие ненадёжно закреплённые элементы зданий и сооружений, не предназначенные как правило по акустическим параметрам для установки в них звукоусилительной аппаратуры. Как вы, наверное, догадались – речь пойдёт о «САБВУФЕРАХ», а именно, как всё-таки без особого труда расправиться с этим рычащим монстром.

Вариант первый - выбор усилителя мощности.

            Если «сабвуфер» не активный, то вам предстоит решить на первый взгляд простую задачу - подобрать для него усилитель мощности. Здесь я хотел бы дать  выдержку из предыдущей статьи «когда покупатель ограничен в средствах…» но, как правило, не это главное. Покупатель при выборе усилителя мощности часто руководствуется собственными познаниями, полученными от общения с бытовой аппаратурой или со своими старшими коллегами по цеху, которые, по его мнению «Ленина видели…». Бывает ещё «звонок другу» или помощь продавцов в магазине, о которой в некоторых случаях нужно писать отдельную статью. Если эта эпопея заканчивается подбором усилителя, равнозначного по мощности испытуемому «сабвуферу» (хотя бы при включении в «мост») и скомутированного на широкую полосу - считайте, что результат достигнут – «монстр» будет повержен.

            Давайте рассмотрим, почему это происходит. Во-первых, начнём с мощности акустической системы. Скорее всего, вы обратили внимание, что на некоторых акустических системах указано несколько видов мощности отличающихся в числовом значении иногда в два раза. На самом деле вы видимо читали, что мощность акустических систем бывает долговременной, пиковой, максимальной, музыкальной и т.д., но когда вы видите только одно числовое значение и даже без загадочной аббревиатуры из трёх букв после него, вот тут то и надо задуматься, а что именно имел ввиду производитель. А производитель имел ввиду - получение прибыли за счёт реализации собственной продукции через торговую сеть, руководствуясь одним железным правилом, придуманным вами дорогие потребители, которое гласит «ДОЛЛАР – ЗА ВАТТ». Надо отдать должное, что многие отечественные производители более честно подходят к своим числовым значениям в отличие от своих зарубежных коллег, а некоторые, выпуская новую линейку акустических систем с изменённым дизайном, (мало отличающихся по акустическому оформлению) используя те же динамические головки, заявляют абсолютно новые мощностные характеристики, руководствуясь вышеизложенным правилом. Сразу скажу, что речь идёт о низшей ценовой категории, поскольку в верхних её значениях всё нормально, там другие деньги и другой подход к измерению параметров. Но даже всё это не так страшно, поскольку современные профессиональные динамические головки имеют достаточный запас прочности и действительно сохраняют работоспособность при кратковременных перегрузках. Включение же «сабвуфера» в звукоусилительный тракт без кроссовера – недопустимо, в основном по причине нелинейности сопротивления по переменному току динамической головки (заключённой в определённый объём) в низкочастотном диапазоне, а ещё в активном варианте этот прибор способен избавить вас от многих проблем описанных ниже. Также, для «ликбеза» хочу сказать, что на динамическую головку определённой мощности, в разном акустическом оформлении можно подавать разную, иногда завышенную мощность. Обусловлено это неодинаковым значением смещения диффузора динамической головки, которое зависит не только от акустического оформления, но и от коэффициента демпфирования усилителя мощности.

 

Вариант второй - перегрузка.

            Для начала давайте рассмотрим, что же такое музыкальный сигнал. В любом музыкальном сигнале, практически независимо от стиля музыкального произведения, низкие частоты имеют гораздо больший уровень по сравнению с другим частотным спектром. В современной танцевальной музыке этот разрыв ещё больше. Так же уровень низких частот напрямую зависит от объёма озвучиваемого помещения. Поэтому при определении мощности «сабвуфера» нужно руководствоваться соотношением мощности и звукового давления сателлитов и низкочастотных боксов, особенно если они включены через кроссовер и имеют определённую частоту раздела, а так же расчётным звуковым давлением, исходя из объёма и акустических параметров, озвучиваемого помещения. В этом случае при равенстве звукового давления акустических систем, мощность их должна различаться (для дискотечной музыки) минимум в четыре раза. В случае если «сабвуферы» инсталлируются с широкополосными акустическими системами, эта разница будет меньшей. Кстати нужно всегда помнить, что для увеличения  громкости низких частот в два раза, количество низкочастотных громкоговорителей нужно увеличить в четыре раза. Это справедливо для низкочастотных акустических систем прямого излучения. Итак, вы пришли в магазин и собираетесь купить дополнительный «сабвуфер» для увеличения уровня низких частот в озвучиваемом помещении. Например, мощность ваших широкополосных систем составляет по 500 ватт, а средств, для приобретения «сабвуфера» с усилителем, включённым в мост, хватает тоже на 500 ватт. Из выше сказанного мы видим, что получили несоответствие в данном соотношении мощностей. Но желание получить результат не зависит от имеющихся средств. И вы будете выжимать из вашей системы всё возможное разными способами, естественно увеличив уровень низких частот на микшерном пульте, не забыв также поднять уровень выходного сигнала на кроссовере (если он имеется в вашей инсталляции). И вот у вас «клипует» усилитель «сабвуфера», превращая синусоидальный сигнал в прямоугольный, что при этом произойдёт уже описано в предыдущей статье в абзаце «про закон Ома, который трудно опровергнуть». А если учесть, что вам попался честный усилитель, и указанная мощность измерена под нагрузкой при синусе, то пиковые значения при перегрузке будут, как минимум в 1,4 раза больше. Как видите, вы без труда и слышимых искажений подаёте на свой «саб» - 700 ватт. Поскольку, в современной музыке низкочастотный сигнал имеет практически постоянный временной фактор, то получается, что низкочастотный бокс работает при долговременной перегрузке в отличие от сателлитов имеющих изменяющийся по уровню временной фактор. Катушка динамической головки «сабвуфера» при такой эксплуатации превратится в пепел.

 

Вариант третий – защита от немузыкальных сигналов.

            При включении в вашу инсталяцию «сабвуфера», нужно обращать внимание есть ли в вашем звукоусилительном тракте защита от немузыкальных сигналов. Это в нашем случае фильтр, обрезающий частоты ниже звукового диапазона, т.е. – 20 герц. Если такой защиты нет, то при работе ди-джея с винилом может образовываться долговременное одностороннее смещение диффузора динамической головки, вследствие чего большая часть звуковой катушки будет находиться не в зазоре магнитной системы, что препятствует её охлаждению на керн и фланец через воздушный зазор при максимальном размахе амплитуды, перегруженного подводимого сигнала. В этом случае часть катушки разрушается от теплового удара, приводя в неисправное состояние динамическую головку. Если вдобавок усилитель имеет некачественную защиту от попадания постоянного напряжения на звуковую катушку при выходе из строя, то он окончательно добьёт ваш громкоговоритель. В современной цифровой записи музыки, можно прописать инфранизкочастотный сигнал с несимметричным ограничением, который при воспроизведении на максимальной мощности может повредить катушку громкоговорителя. Также существует теория возникновения постоянной составляющей на выходе усилителя при несимметричном ограничении на перегрузках. В этом случае часть катушки динамика тоже выходит из зазора и как бы зависает вне охлаждающей среды при максимальной подводимой мощности. Результат тот же – монстр мёртв. Это происходит при несовершенной схемотехнике усилителя и чаще в мостовом включении.

 

Вариант четвёртый – защита от «ди-джея».

            Как вы думаете, что сделает грамотный звукорежиссер или ди-джей, имея, к примеру, вышеописанный комплект аппаратуры и не имея возможности увеличить количество низкочастотных боксов? Он уменьшит уровень подводимого сигнала на сателлиты или уменьшит коррекцией на микшерном пульте часть среднечастотного и высокочастотного сигнала, в случае использования широкополосных систем, до номинального соотношения при максимальном, неограниченном уровне на «сабвуфере». А что сделаете вы?

            К сожалению, в небольших клубах и провинциальных дискотеках с малобюджетными инсталляциями и отсутствием специалистов с образованием, в основном, из-за низкой заработной платы, чаще всего и происходят описанные здесь казусы. И как написал Валерий Олексюк на своём сайте в рубрике «техническая поддержка» - «Стоимость системы по сравнению с правильной настройкой вторична. Самые дорогие, но плохо настроенные системы, никогда не будут звучать так же хорошо, как дешёвые, но правильно настроенные».  Поэтому убедительная просьба к вам, уважаемые господа потребители, повышайте уровень своего образования или хотя бы читайте чаще умные специализированные журналы и тогда, вы не будете ругать ни в чём неповинных производителей и настораживаться при приобретении очередного комплекта аппаратуры с мыслями, что вас где-то обманули.

подходят к концу многочасовые посиделки в Интернете и многодневные походы по музыкальным магазинам, пугающие однообразием выбора товаров из «Поднебесной», а так же ваши или, что лучше  чужие зелёные рубли, наступает истинное блаженство  в преддверии того процесса, ради которого вы и терпели все эти неудобства.

            И так – ИНСТАЛЛЯЦИЯ!!! Сколько могущественного и непознанного в этом незнакомом для многих потребителей слове. А чтобы Ваша первая инсталляция не закончилась для вас дефинистрацией, нужно выучить основные правила коммутации.

Хотим мы этого или нет, но нам придётся вернуться к той самой последовательности из первой статьи и продолжить в духе «дедка за репку…». Первым, как Вы уже догадались, опять будет источник. Сегодня все прогрессивные «звукоупотребители» даже не сомневаются, что сигнал с источника, будь то минидиск, магнитофон или CD проигрыватель, выходит в стерео формате. А что такое стерео формат – это два разъёма на задней панели «типа» тюльпан и в комплекте сдвоенный провод – тюльпан-тюльпан. Чтобы быстрее перейти к многоканальному микшерному пульту, купленному за приличные «бабки», давайте сразу купим переходник тюльпаны-стерео джек и попробуем его куда-нибудь воткнуть на своём многоканальном. Как правило, большинство многоканальных пультов в ценовой категории выше средней имеют симметричные входа, микрофонные XLR и линейные Jeak. Подробно изучив паспорт пульта, что уже является исключением из правил, и убедившись, что к джековому входу в пульте тоже подходят два провода, многие не раздумывая втыкают туда свой источник со стереосигналом. И подключив всё это к сети вместе с усилителем, с ужасом понимают, что с колонками их всё-таки обманули, вокал и инструменты ушли вдаль, а низа нет совсем. На самом деле на симметричный вход нужно подавать симметричный сигнал, который со стереосигналом не имеет ничего общего. На симметричном входе полезный сигнал складывается, а сигнал помехи противофазно вычитается. Стереосигнал в данном случае вычитается, и на выходе пульта мы имеем противофазную результирующую составляющую. Чтобы всё-таки раскрутится в этой техно-лингвоэквилибристике, нужно левый и правый выходы источника подать на разные входы пульта, используя моно-джеки, и развести панораму в разные стороны (если в пульте отсутствуют стереовходы).

Ещё один подводный камень лежит как раз в области симметричных входов и моно-джеков. Если Вы подаёте на симметричный вход несимметричный сигнал, то это лучше делать с помощью моно-джека, так как в противном случае (фазу-минус) перемычкой сажают на землю. Если этого не сделать, придётся увеличить уровни на фейдерах пульта для выравнивания по чувствительности. Хочу признаться, что я сознательно ухожу от подробного разъяснения многих физических процессов, и поэтому вам нужно либо поверить мне на слово, либо потратить своё драгоценное время на эксперименты, и деньги на ремонт аппаратуры. Хотелось бы уже перейти к усилителям, многие из которых тоже имеют симметричный вход, но пульты пока не отпускают. Не могу обойти стороной специфические дискотечные инсталляции, включающие массу иногда бесполезных приборов, таких как дистрибьютор на два усилителя и т.п., работающих обычно, как защита от … Здесь приобретается ди-джейный пульт имеющий тюльпаны на входе и выходе вместе с джековыми и XLRовыми. Выход он и есть выход считает эксплуататор звукоусилительной продукции, и дабы не заморачиваться на XLRовых распайках, часто к мультикабелю подключают выход с тюльпанов самодельными проводами с массой различных переходничков. А в инструкции по эксплуатации пульта написано, что выход на XLR имеет сопротивление 600 ом и является симметричным, а выход на тюльпанах имеет сопротивление от 10 до100 килоом. Вспоминая, что на том конце мультикабеля находиться вход усилителя мощности, имеющий входное сопротивление от 10 до 50 килоом, а при параллельном включении меньше в число раз, равное числу параллельных каналов. В этом случае мы имеем потерю чувствительности, и получив режекторный фильтр с RC цепью, образованной высоким выходным сопротивлением пульта и ёмкостью длинного экранированного провода в мультикабеле, естественный спад высоких частот -3 db на октаву. С переходничками, тоже нужно быть осторожней, так как они имеют весьма сомнительное покрытие, а разные металлы и их окислы, если Вы помните из физики, являются полупроводником, и у вас есть возможность скомутировать сигнальные цепи через диод. И ещё неприятный момент, связанный с несогласованностью выходного сопротивления пульта с низким входным сопротивлением спараллеленых усилителей. В этом случае можно не только получить потерю уровня сигнала, но и модуляцию широкополосного сигнала – низкочастотной составляющей, слышимой, как искажённый хрипящий звук. Здесь и используют дистрибьютор, вместо того, чтобы взять с пульта низкоомный, симметричный сигнал, который можно нагружать на десяток усилителей без потери качества и использования дополнительных приборов, тем боле, что сегодня любой усилитель имеет параллельные входы (link) и свои регуляторы уровней.

Ещё раз о первой инсталляции, когда к пульту нужно подключить лимитер-компрессор и эквалайзер. Из-за указанных выше проблем, не следует включать их последовательно с пультом, а использовать включение в разрыв цепи имеющейся во многих микшерных пультах.

Вот мы, и подошли к усилителям, а оказалось, что самое главное уже прозвучало выше. А не сказал я лишь про фазировку, которая напрочь может испортить все потуги связанные с распутыванием вышеизложенного, коммутационного клубка. Забегая вперёд нужно сказать, что нет разницы, где нарушена фазировка. Это может быть и в неодинаковой распайке акустических кабелей, и в перепутанной распайке симметричного кабеля, где в одном из каналов перевёрнута (фаза+) и (фаза-).

В последнее время, модно стало использовать активные сабвуферы и сателлиты. Если использовать продукцию одного производителя, то проблем быть не должно, при соблюдении правил коммутации. А если, например сабвуферы от разных производителей, то из-за разных схемотехнических решений может иметь место сдвиг фазы одного бокса, относительно другого. В более дорогих моделях для согласования одного активного саба с другим по фазовым характеристикам, есть или переключатели поворота фазы (0 – 180°) или регулятор плавного сдвига фазы. При несогласованной фазе низкочастотных, активных боксов происходит взаимоуничтожение низкочастотной энергии. Так же если вы используете в своей инсталляции активные низкочастотные акустические системы и активные сателлиты, разных производителей и разной конфигурации, при их отстройке нужно пользоваться специальными дорогостоящими приборами и желательно, чтобы это делал специалист в этой области, а не Ваш хороший знакомый, который Вам когда-то отремонтировал телевизор.

Возвращаясь к усилителям мощности, к которым подключаются акустические системы, мы остановимся на акустических кабелях, которыми они и коммутируются. Если вы используете в звукоусилительном комплексе больше одной акустической системы, независимо в стерео или моно варианте, то они должны работать синфазно. Для этого нужно следить за правильной распайкой акустических кабелей. Но эти банальные истины думаю, не стоит подробно описывать в данной статье. А то, что сечение и длина кабеля должны соответствовать сопротивлению и мощности акустических систем - начинающий инсталлятор знать должен. Чем меньше сопротивление акустической системы и длиннее кабель, тем больше должно быть сечение, которое в идеале рассчитывается по плотности тока. Не в коем случае нельзя акустические кабели большей, чем требуется длины, сматывать на катушки (особенно на металлические), в этом случае Вы получите катушку индуктивности и будете усилителем разогревать кабель, серьёзно потеряв в громкости и частотной характеристике акустических систем. При грамотной коммутации, усилители ставят рядом с акустическими системами, минимизируя потери в акустических кабелях, удлиняя слаботочную сигнальную коммутацию. Но практически во всех малобюджетных дискотеках, делается наоборот.

Всё, что я описал в этих опусах, к сожалению, взято из реальных ситуаций, с которыми мне приходиться сталкиваться ежедневно. Семь из десяти потребителей, после приобретения дорогостоящей аппаратуры, сначала включают её в розетку, а потом читают в инструкции, почему всё-таки пошёл дым. Это наша действительность, с которой приходится считаться российскому производителю.

И всё-таки, что такое инсталляция, спросите вы, прочитав эту статью, и будете абсолютно правы. Это всё же ознакомительный материал для тех, кто сталкивается с этими проблемами впервые, или уверенных, что всё уже знают. Естественно в рамках одной статьи, не возможно описать всего, что нужно знать при подключении и настройке профессиональной аппаратуры. Любая инсталляция начинается с акустического оформления озвучиваемого помещения, используя расчетные данные по откликам на отражённый сигнал, измеренные с помощью специальной аппаратуры. При покупке акустических систем вы должны руководствоваться объёмом озвучиваемого помещения, а не суммой отведённых на это средств, а в лучшем случае у специалистов сделать виртуальный компьютерный анализ различных акустических систем в вашем помещении, до их приобретения. Для этого существуют профессиональные компьютерные программы, стоимостью  несколько тысяч $. И естественно вы должны сознавать, что при выборе акустических систем, для получения равномерного звукового поля в вашем помещении, главное не мощность и частотный диапазон, а чувствительность, фазочастотная характеристика и диаграмма направленности. А если вы уже потратили значительную для вас сумму на приобретение аппаратуры, не экономьте 10% от этой суммы на профессиональную инсталляционную команду, способную решить все ваши проблемы, связанные с подключением и настройкой комплекта аппаратуры, используя свой опыт и знания, а так же имея все необходимые измерительные приборы. Или обратитесь к производителю.

Казалось, чем ещё можно поделиться с многочисленными  "эксплуататорами" звукоусилительных средств производства, дабы не оставить их один на один с мыслями "а что там внутри…", но  каждый раз они придумывают всё новые испытания, приобретённым предметам частной собственности, вооружившись отвёртками и пассатижами.

Как правило, все производители когда-то были потребителями и поэтому учитывают в своей продукции все нюансы, дабы не потерять конкурентоспособность и не ударить "фейсом об тейбл"  перед самыми многочисленными восточными "братьями на век…", наводнившими наш рынок красивыми поделками в ценовой категории утюга, внешне напоминающими акустические системы. "Имеющий уши да услышит…" написано в "Книге книг". На это и рассчитывает российский производитель, ан нет, оказывается количество весьма условных единиц  "берушами" впивается в наш здравый смысл и умудрённый опытом внутренний голос уже не может докричаться до нас, он теперь бессилен перед охмуряющими песнопениями про киловатты и децибелы, грамотно исполняемых для нас на очередных Муз-торжищах.

Г. Форд писал в своей книге: "Из девяностопяти человек найдутся только десять или пятнадцать таких, которые согласны платить больше за лучшее качество, остальные же обращают внимание только на цену, не считаясь с достоинством."

Столь длинную преамбулу я написал, чтобы осторожно приблизиться к самому сокровенному и тайному, подсознательно сидящему в умах довольно большой части п.п.з.а., ставших на тропу звукоусиления самореализации.  "Мастер золотые руки" (которые нужно оторвать по локоть), "кулибин", "самоделкин", так многозначительно называют эту категорию п.п.з.а.

Видимо, заплатил деньги и неси радость людям – это не для всех. Как часто хочется взять паяльник и подправить что-то в колонках или, что ещё страшней в усилителе, верой и правдой помогающих зарабатывать свои - кровные на пропитание. А познания на уровне "отремонтированного утюга", как было описано в предыдущих опусах, отнюдь не останавливает, а вдохновляет на подвиги.

"Не поменять ли мне драйвер в колонке за двести у.е., на "фирменный!", стоимостью в половину этой колонки" – думает п.п.з.а., в надежде услышать фантастический звук, созданный своими… (которые надо оторвать…). И поменяв "СЛЫШИТ!!!", не подозревая, что производитель, разрабатывая кроссовер акустической системы для громкоговорителей изначально установленных в АС, заботился о линейности АЧХ и надёжности при долговременной эксплуатации.

Но что за чудо происходит при замене одного магнита с катушкой и бумажным диффузором в алюминиевой раме на другой? Может эти динамики изготовили инопланетяне, используя неведомые нам материалы и технологии?

 А происходит следующее:

1.     При разнице в чувствительности, нижней граничной частоте и импедансе ВЧ головок, вы получаете разбалансировку на частоте раздела кроссовера и  как следствие неравномерность АЧХ.

2.     Изменением этих параметров вы можете полностью отключить бареттерную защиту драйвера, предусмотренную в большинстве кроссоверных фильтров профессиональных АС.

В первом случае, в зависимости от разницы параметров в ту или иную сторону вы подумаете - "наконец то попёр низ" или "вот она долгожданная прозрачность". Во втором варианте вы не оставляете шансов выжить вновь установленному драйверу, при пиковых сигналах подводимых к АС, если конечно его мощность не превышает мощность акустической системы.

         Как ни странно, но то же чудо происходит при замене низкочастотной головки на "более фирменную". Во многих АС используются 4-х омные низкочастотные громкоговорители и при замене на "более…", обычно 8-ми омные, или меньшей чувствительности, наблюдается тот же разбаланс АЧХ и драйвер, выпрыгивая вверх по амплитуде, пытается в одиночку отработать ту "долгожданную прозрачность". Если поменять динамик в сабвуфере - то чуда не будет, в случае одинакового импеданса и диаметра катушки штатного и заменённого громкоговорителя. Но в этом случае произойдёт разбаланс акустического резонанса ящика, рассчитанного по параметрам "Thiele - Small" с помощью дорогих, а не (напоминаю) общедоступных компьютерных программ. Поэтому, чтобы совместить две или более динамические головки по АЧХ и ФЧХ нужны точно измеренные электромеханические параметры динамических головок, компьютерный анализ и расчет, как бокса АС, так и кроссовера. После чего нужна специализированная измерительная аппаратура и безэховая камера, где после многочисленных замеров и корректировок можно получить акустическую систему, способную без вранья передать всю звуковую палитру. И только затем можно приступить к оценке АС при помощи прослушивания. А здесь нас поджидают самые главные проблемы, о которых многие даже не догадываются. Чтобы претендовать на экспертные заключения, или пытаться навязывать окружающим субъективно-бинауральные инсинуации, необходимо проверить свои слуховые пороги, которые на аудиометрической кривой не должны отличаться более чем на 20дБ. Мнение "экспертов",  ни разу не проверявших свои слуховые параметры или имеющие отклонения в силу возрастных изменений, отражает только их особенности слуха и не соответствует реальному качеству акустических систем. Существует проблема оценки качества АС музыКАНТами, которые при прослушивании контрольных фонограмм, состоящих из любимых (часто собственных) музыкальных произведений, обращают внимание на исполнительское мастерство и качество записи, не замечая индивидуальных особенностей АС. Так же доказано, что на объективность оценки доминирующее воздействие оказывают лейблы известных зарубежных производителей и частично дизайн акустической системы.

         Еще один важный параметр, который рядовой потребитель не может померить и увидеть, постоянно сталкиваясь при эксплуатации АС - это характеристика направленности. Наверное, многие музыканты и звукотехники, используя фронтальные АС довольно известного зарубежного производителя, со специально скошенной тыльной стороной, в качестве монитора, испытывали неудобства, переместившись на полметра в сторону, из-за потери разборчивости воспроизводимой фонограммы.

При несанкционированном вмешательстве в конструкцию АС, с целью удовлетворения собственных амбиций, существует реальная возможность изменить ФЧХ акустической системы и получить бесконтрольную характеристику направленности, проявляющуюся в изменении направления трёхлепестковой кардиоиды драйвера по вертикальной оси вниз или вверх, в зависимости от разницы фаз и сдвига катушек (ВЧ-НЧ) динамических головок. Если такие АС равноудалённо прослушивать на бетонном полу в помещении с гладкими стенами, вы можете стать свидетелями локализации высокочастотных звуковых образов за спиной, в виде сдвинутой во времени отражённой составляющей. О влияние помещений на оценку качества АС, в этой статье нет смысла повествовать, так как эту совсем непростую тему уже многократно освещали ведущие российские звукорежиссёры и специалисты в психоакустике. Не буду я здесь вас пугать коэффициентом осевой концентрации, формантами, гармониками и дифракционной решёткой неправильно озвученных залов. На самом деле не возможно простым понятным всем языком описать сложные волновые процессы, окружающие нас объективной реальностью данной нам в ощущениях. 

"На звук и свет – товарища нет", сказал как-то Виталий Клейнот и был как всегда прав. Как не пытается наш производитель угодить нашему же потребителю, тот всё равно смотрит за "бугор". Наверное, хорошо, что "железный занавес" кто-то унёс и переплавил на "американьские рубли". И все мы в начале 90-х, пораскинув обSHARPаными мозгами, стали избавляться от гор напиленной фанеры, покрашенной нитрокраской, с КИНАПовскими динамиками внутри, приобретая "блестючие" заокеанские коробочки с бросающимися в глаза лейблами, которые уже свободно ввозили для нас предприимчивые сограждане по несчастью.

         Время – это главный лекарь, избавляющий нас от сладострастной эйфории и иллюзий, заставляющий  разбрасывать и собирать камни. Сегодня мы видим, как на выставках в "громком зале", российский производитель Вадим Ашуров, демонстрируя свои туровые системы, далеко оставляет позади всех заокеанских и забугорных звукопроизводителей. Приятно пройти по выставочным павильонам и увидеть НАШИ акустические системы и усилители, ни чем уже не уступающие своим зарубежным аналогам.

Но где-то в провинциальных городках притаился звукоупотребитель, не комфортно ощущающий себя в современной реальности при полном отсутствии правдивой информации. И он, уминая сладкую лапшу, грамотно развешенную ему на уши, работает на "металлоломе" и много лет ждёт, когда чиновник из культуры, вняв его мольбам, преподнесёт на блюдечке с голубой каёмочкой его долгожданную заморскую мечту.  Почему мы так гордимся и переживаем за свои хоккейно-футбольные команды, несмотря на все их взлёты и падения, и так пренебрежительно относимся к СВОЕМУ производителю, преодолевающему вместе с нами все трудности,  дающему нам рабочие места, поднимающему экономику и престиж НАШЕЙ страны?

         К сожалению, намного позже нам было позволено официально реализовать свои способности, поэтому у нас с западными коллегами большой разрыв в стартовом капитале и естественно в расходах на рекламу. И начинали мы, арендуя подвалы, и дефолты с обвалами тоже были у нас.

Да, постсоветский потенциал всё же дал всходы на благодатной почве. Ведь, что нельзя было купить даже за деньги, приходилось собирать на коленках. Преодолевая препоны на протяжении десятка лет, организованные высокопоставленными управителями, мы окрепли и повзрослели, быстро вернув часть собственного рынка у задремавших от размеренного бытия европейцев. Жесткая конкуренция с иноземными производителями заставляет все средства вкладывать в производство. Уже сегодня мы способны представить на рынок высокотехнологичное звукоусилительное оборудование, отвечающее высокому классу надёжности качества и дизайна. Каждый наш производитель нашёл своего потребителя, вместе с которым каждый год поднимается на голову выше, не теряя оптимизма. Но массовый потребитель, управляемый сформированной идеологией, идолопоклонничает, не понимая, что "забугорный" покупатель не знает, что такое "фирмА" и покупает оборудование своего производителя, помогая ему свободно конкурировать среди импортируемых товаров. Так "может что-то в консерватории подправить " или дело в лжепатриотизме, а как же футбол, мы же не выключаем телевизор…? Процитировав классика юмориста трудно удержаться на серьёзной ноте, но есть еще один фактор – среди потребителей есть чиновник, находящийся с нами в одном идеологическом пространстве, а значит заранее знающий, куда и за какой откат нужно "впиндюрить бабки"…

         Мы не высасываем нефть и газ на запад и невидны с высоты кремлёвских кабинетов, потому и не защищены законом в собственной стране. Только в нашу страну можно спокойно ввозить китайские колонки по цене табуреток, а попробуй вывезти что-то своё, даже в ближнее зарубежье... Но мы то с тобой, уважаемый потребитель, живём в одной стране, в одном городе и в одном дворе. И вряд ли нам с тобой подадут милостыню те, чьи товары мы сегодня покупаем, когда не дай бог, на китайско-финской границе будет всё спокойно…

                       Автор статьи Сергей Алымов.






наверх страницы


  

Мы в твиттере:
@custommusic1

Мы ВКОНТАКТЕ >>>>>>>>

ICQ#617718277

Звуковое оборудование мечети в селе Терезе в КЧР

Звуковое оборудование мечети в селе Терезе в КЧР

подробнее » »



Новинки CORT в бюджетном сегменте

Новинки CORT в бюджетном сегменте

подробнее » »


Новые аудиоинтерфейсы от FOCUSRITE SCARLETT быстрее прежнего!

Новые аудиоинтерфейсы от FOCUSRITE SCARLETT быстрее прежнего!

подробнее » »


SAMSON MIXPAD® MXP124FX NEW микшер с процессором и USB интерфейсом

SAMSON MIXPAD® MXP124FX NEW микшер с процессором и USB интерфейсом

подробнее » »


Новые активные акустические системы Behringer серии EUROLIVE NEO
Особенности выхода из строя профессионального звукоусилительного оборудования
“Mainstage” - это всё, чтобы начать играть сразу (кроме тарелок).
Цифровые пианино CASIO.
Бридж Evertune - чтобы гитара не расстраивалась
AMT HEATER HT-1 vs. HEAVY ELECTRONICS ASCEND


TRADE-IN GUITARS!

TRADE-IN GUITARS!

подробнее » »

Доктор Гитаркин  знает, как сделать твою гитару лучше!

Доктор Гитаркин знает, как сделать твою гитару лучше!

подробнее » »



КАСТОМ

По любым вопросам сотрудничества и предложений обращайтесь:
-  по телефону в Пятигорске (8793) 34-15-16
-  по
По Вашим запросам мы готовы выслать почтой 
каталоги, проекты, коммерческие предложения и прайсы на заинтересовавшее Вас оборудование.
Или мы будем рады видеть Вас в нашем салоне по адресу:
Пятигорск, площадь Ленина, 13, в холле гостиницы «Интурист» 


Rambler's Top100










(8793) 34-15-16